Вне зоны действия

Автор: . 30 Авг 2006 в 12:00

Российский рынок интернет-торговли шагает семимильными шагами и опережает по динамике развития страны Западной Европы. Но в Орле эта сфера пока находится в зачаточном состоянии. И это несмотря на то, что данный вид бизнеса практически не контролируется со стороны государства.

Беспризорный бизнес
Выяснить, сколько в Орле и области действует интернет-магазинов, оказалось делом непростым. Как сказали «ПР» в управлении экономического развития и торговли мэрии Орла, городские власти учет субъектов электронной коммерции не ведут. В мэрии нам посоветовали обратиться в территориальное управление Роспотребнадзора.
Как выяснилось из ответа на официальный запрос «ПР», Роспотребнадзор не отслеживает деятельность интернет-магазинов, так как это не входит в его компетенцию. «В течение 2005 — 2006 гг. жалоб и заявлений по фактам нарушений в сфере законодательства по защите прав потребителей при осуществлении деятельности интернет-магазинов не было. Посему проверки данных торговых структур Роспотребнадзором не проводились».
В налоговой службе нам сообщили, что на предпринимателей, занимающихся торговлей через Интернет, распространяются те же нормы и требования, что и на другие виды бизнеса. Есть законопослушные владельцы интернет-магазинов, которые платят все налоги и вовремя. Но таких мало.
Деятельность других отследить сложно, так как этот бизнес очень непрозрачен, и эффективных механизмов контроля пока не создано.
О том, как «работает» электронная торговля, «ПР» рассказал эксперт в области электронной коммерции Александр Фролов.
— Для того чтобы открыть интернет-магазин, нужно иметь разрешение на торговлю и выступать в качестве индивидуального предпринимателя либо в качестве организации. Налоги отчисляются, как и в обычном магазине. Кассы в таких магазинах нет. Но в налоговую службу в положенный срок предоставляются документы о перечислении денег на счет магазина либо сведения о количестве и стоимости заказов.
У истоков
Пока городские власти и контролирующие органы находятся в неведении, этот сектор экономики развивается. Неспешно и исподволь. Среди орловских виртуальных магазинов есть вполне успешные проекты.
— Я чувствовала, что за виртуальными магазинами — будущее, — рассказывает заведующая электронным магазином «Фитоцентра» Наталья Фролова. — Наш магазин появился в 2000 году. Он был не только одним из первых в Орле, но и в России.
Дела, по признанию Натальи, поначалу шли неважно, но она и ее единомышленники верили в успех. И он пришел. С каждым месяцем все больше людей делали в магазине заказы, причем это были не только орловские клиенты, но и покупатели из-за рубежа.
Есть в городе и электронные магазины автострахования. Через Интернет оформляется заказ, и в течение нескольких дней (зависит от занятости службы доставки) курьер приносит домой страховое свидетельство.
Как сказали «ПР» в интернет-магазине бытовой техники «003.ru», доставка их товара осуществляется в течение недели. Доставка платная. В Орле магазин работает всего три месяца. За это время отмечается положительная динамика роста продаж.
Но подобные проекты — скорее исключение, чем правило. Большая часть виртуальных коммерсантов занимаются этим бизнесом по собственным правилам, а точнее — практически без правил.
Особенности орловского он-лайна
Первое, что бросается в глаза при посещении орловских интернет-магазинов, это кустарно-самодеятельный уровень самих сайтов, отсутствие на многих из них исчерпывающей информации о предлагаемом товаре (некоторые не помещают даже фотографии продукции).
Отпугивают также бесплатный адрес электронной почты, предложение получить товар только после немедленной оплаты, отсутствие контактных телефонов, адресов и информации о владельцах магазина.
Особенностью орловской электронной коммерции также является наличие большого количества «мертвых» торговых точек. «Мертвым» называют сайт, который перестали посещать и корректировать владельцы. Купленный домен является собственностью человека в течение года. Новички, у которых не пошли дела в интернет-торговле, отчаявшись, забрасывают свои магазины. На «мертвом» сайте может быть выставлен товар, предоставлены инструкции по пользованию, цены. Но только провести товарную операцию покупателю не удастся, его заказ будет отклонен.
Как платить
Действительно солидные электронные магазины предлагают покупателю самому выбрать форму отплаты понравившегося товара.
— За товар можно заплатить, перечислив деньги на указанный банковский счет, при получении заказа на почте (наложенным платежом) или электронными деньгами, — рассказывает руководитель медиа-бюро «Фабрика Интернет-рекламы» Алексей Андреев. — В поисковых системах уже давно конвертируется своя валюта. Для того чтобы получить компьютерные деньги, надо положить в банке деньги на определенный счет для оплаты покупок в интернет-магазинах. Деньги мгновенно зачисляются в компьютерный кошелек. С ним уже можно отправляться за покупками в разные виртуальные торговые точки. В некоторых из них вам предоставят дополнительные привилегии и даже скидки, если за понравившийся товар заплатите именно электронными деньгами.
Минусы и плюсы
Главный плюс, или конкурентное преимущество, интернет-торговли — это несомненное удобство (шоппинг для ленивых). Хотя в таких небольших городах, как Орел, это преимущество сильно теряется: город компактный, все рядом.
Второй плюс — цены. Цены на товары в Интернете, как правило, на 25-30% ниже, чем в обычной розничной сети. Бояться этого не стоит. Ведь владелец интернет-магазина имеет возможность экономить на арендной плате, оформлении витрин, зарплате персоналу. Это существенно снижает издержки, что отражается на цене.
Главный минус: если у вас возникнут проблемы с товаром или вы нарветесь на откровенных мошенников, решать их придется, скорее всего, самостоятельно, вооружившись «Законом о защите прав потребителей».
Хотя по закону при покупке в виртуальном магазине потребитель имеет такие же права, как и при покупке в реальном магазине.
— Покупатель может отказаться от товара, если не указаны дата его изготовления, гарантии, производитель, — говорит главный специалист отдела экономического прогнозирования и торговли администрации Северного района Галина Парахина. — Товар ненадлежащего качества можно вернуть продавцу в семидневный срок со всеми сопутствующими документами. Если нет документов, подтверждающих покупку продукции именно в этом интернет-магазине, потребитель вправе прибегнуть к показаниям свидетелей, которые могут подтвердить факт покупки. Продавец должен вернуть деньги за некачественный товар в срок не позднее десяти дней с момента подачи жалобы.
— Интернет-мошенники пользуются тем, что магазин находится в виртуальном пространстве, — продолжает тему председатель коллегии адвокатов «Межрегиональный юридический центр» Игорь Егоров. — Поэтому не указывают юридический адрес магазина, не ведут с клиентом переписку, не дают информации о своей фирме и наличии сервисных центров.
Как видите, доказать свою правоту будет непросто. Поэтому единственной вашей гарантией может стать хорошая репутация электронного магазина, его длительная работа на этом рынке, рекомендации знакомых, которые уже делали здесь покупки.

Рубрики: ------- | Без рубрики


Отзывов пока нет.

Ваш отзыв