Наши во власти

Автор: . 19 Июл 2008 в 1:22


Всероссийское совещание по вопросам совершенствования предоставления мер социальной поддержки, социальных, реабилитационных услуг и протезно-ортопедической помощи инвалидам


прошло 4 июня 2008 года в Московском Доме ветеранов. Его провела Министр здравоохранения и социального развития РФ Т. А. Голикова. В работе совещания участвовал и выступил Председатель ВОИ, Депутат Государственной Думы Российской Федерации А.В. Ломакин-Румянцев



( печатается по матералам сайта ЦП ВОИ 05 июня 2008 г. — в сокращении):


— Конвенция ООН о правах инвалидов говорит, что целями реабилитации и абилитации являются достижение инвалидами максимально возможной самостоятельности, а также обеспечение их равноправного участия в жизни общества, полного включения и вовлечения во все аспекты жизни.


И поэтому тема моего выступления – доступность. Только не надо воспринимать это в узком смысле слова – мы привыкли использовать этот термин в основном говоря о доступности инфраструктуры для инвалидов.


Я буду говорить о доступности для инвалидов всех сфер жизни общества – то есть о реабилитации человека с инвалидностью в широком смысле этого слова.


На мой взгляд, государственной целостной системы реабилитации инвалидов у нас в стране нет — соответствующая статья изъята законом 122-ФЗ из ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Все направления реабилитации и реабилитационные центры, которые сохранились и развиваются в регионах (особенно это заметно на работе центров реабилитации детей-инвалидов), работают бессистемно.


В большинстве случаев все сводится к выдаче ТСР и медицинским аспектам. При этом хочу сказать спасибо региональным властям за работу по сохранению этого направления в той сложной ситуации, в которой оказалась реабилитация инвалидов. Например, разделение структур, занимающихся инвалидами, на федеральные и региональные порой приводит к парадоксам — служба занятости региона не может получить данные МСЭК в этом же регионе, а без них наладить работу по профессиональной реабилитации и созданию рабочих мест для инвалидов нельзя.


Для возрождения этой системы, прежде всего, необходимо наладить взаимодействие всех структур, особенно МСЭ и реабилитационных центров, обеспечить доступность информации о работе всех звеньев этой системы для инвалидов и специалистов, издавать специальную литературу по реабилитации.


ИПР, к сожалению, не помогает инвалидам, а иногда и препятствует получению необходимых мер реабилитации. Например, делаются крайне общие записи, в ИПР записывают не те средства и услуги, которые предусмотрены федеральным перечнем и действительно необходимы инвалиду, а те, по которым проведены конкурсы.


Кстати, и сам Перечень нуждается в пересмотре: в частности, остро стоит вопрос обеспечения спецавтотранспортом инвалидов.


Доступность медицинской реабилитации и медицинского обслуживания для инвалидов на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из наиболее острых социальных проблем. Ни федеральное и региональное законодательство, ни территориальные программы по предоставлению бесплатной медицинской помощи не реализуются в полной мере.


В нашем мониторинге отмечается, что во многих регионах, и даже в столице России сложно записаться и попасть на прием к узким специалистам из-за их дефицита, большинству инвалидов физически не хватает сил выстоять к ним в очереди, вызов специалиста на дом практически невозможен, лечение и диагностика платные, даже анализы из-за огромных очередей инвалиды в экстренных случаях вынуждены делать за свой счет.


Перечисляя признаки состояния программы обеспечения льготными лекарствами в I квартале 2008 года, следует, в частности, указать на:


— несбалансированность заявок на жизненно важные лекарства и препараты широкого терапевтического действия;


— распространившийся переход к выписке рецептов только на те препараты, которые имеются на полках аптек, и жесткую «привязку» инвалидов к определенной аптеке, невозможность «отоварить» выписанный рецепт в других аптечных учреждениях, очевидную недостаточность сети уполномоченных аптек, обслуживающих инвалидов;


— ограничение количества рецептов, выписываемых в расчете на одного человека и ограниченный срок действия рецепта, крайне усложненную процедуру оформления рецептов на дорогостоящие лекарства.


Попытка решить вопрос льготного лекарственного обеспечения инвалидов лишь увеличением объемов финансирования не даст ожидаемых результатов, так как проблема связана не только с отсутствием лекарств или длительным их ожиданием, но и во многом – если не в основном – с вопросами, о которых я говорил выше. Особенно это касается живущих в сельской местности, а также тяжелобольных и лежащих инвалидов.


Видимо, необходим возврат к схеме, существовавшей ранее, когда человек может получать лекарства в любой аптеке, которая затем осуществляла взаиморасчеты с государством.


Думается, что настало время подойти к проблеме комплексно и обсудить вопрос существования соцпакета в сегодняшних условиях, а может быть — вообще отказаться от него и разработать новые принципы лекарственного обеспечения, иначе оно останется недоступным для большинства инвалидов.


Об обеспечении ТСР. Трехлетний опыт проведения конкурсных торгов Фондом социального страхования Российской Федерации показал их неэффективность. На мой взгляд, основной недостаток в том, что конкурсы проводятся по усредненным техническим параметрам, и при этом в качестве главного критерия по существу выступает цена изделия. В итоге конкурсов закупаются, например, коляски по низкой цене, которые потом предлагаются, а в ряде случаев навязываются инвалидам.


Порочность конкурсных закупок в том, что потребности конкретного инвалидов в принципе не могут быть учтены. По сути, инвалиды лишились права выбора необходимого им технического средства. Опыт зарубежных стран, например, Великобритании, показывает, что целесообразнее первоначально в техническом специализированном центре подобрать для каждого инвалида ТСР исходя из его данных и потребностях, а затем заказать это ТСР у конкретного производителя, который гарантирует качество, возможность его ремонта и замены.


Кстати, у нас такие центры уже были созданы (например, в Москве, Самаре, Тюмени), но в настоящее время они оказались «не у дел». Необходимо создать их по всей России – больших затрат это не требует – и через них решать проблему обеспечения инвалидов ТСР.


Отдельно надо сказать о негативной роли 94 ФЗ в решении этих и других вопросов в социальной сфере — представляется, что необходимо готовить поправки в действующее законодательство, которые упрощали бы механизм расходования бюджетных средств и повышали эффективность их использования в социальной сфере в целом.


В жестких условиях конкурса приходится покупать зачастую не такую продукцию, которая нужна, а которая предлагается участниками конкурса, а это часто может быть и дороже, и хуже по качеству.


Получается, что конкурс проводится не ради решения социальных проблем, а ради исполнения не очень удачного и не соответствующего реальным интересам граждан Закона.


Образование — одно из ключевых условий профессиональной и социальной реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов. Остро стоит вопрос о защите права на образование детей-инвалидов, имеющих тяжелые формы инвалидности. Служба медико-социальной экспертизы, руководствуясь медицинскими факторами, устанавливает степени ограничения способности к обучению и трудовой деятельности, которые приводят к дискриминации людей с инвалидностью, и выступают как средство отлучения от прав, гарантированных другим гражданам.


Сокращение коррекционных школ под лозунгом «интегрированное» образование.


Пока еще существующая система профессионального образования не всегда может предоставить инвалидам возможность получить профессию с учетом имеющихся нарушений здоровья, особенно если учебное заведение находится в соседнем регионе.


Получение специального образования, даже престижной специальности не гарантирует инвалиду трудоустройства. Требует совершенствования закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, и возможно, следует вернуться к ранее действовавшему порядку целевого распределения молодых специалистов.


В сфере труда инвалидам если и предлагаются, то непрестижные, малоквалифицированные специальности и низкая заработная плата. Трудно найти работу женщинам-инвалидам, молодым инвалидам, в т.ч. имеющим высшее и среднее специальное образование. Недоступность среды жизнедеятельности и общественного транспорта значительно сужает круг выбора работы в больших городах, но еще труднее найти работу инвалиду в маленьких населенных пунктах, в сельской местности, где практически нет предприятий.


Зачастую налицо низкая заинтересованность самих инвалидов в трудовой деятельности – много случаев, когда при устройстве на работу на очередном освидетельствовании МСЭ часто понижается или снимается группа инвалидности, поэтому многие не желают получать ИПР.


Кстати, говоря о МСЭ, нельзя не сказать о тревожных сигналах, которые начали поступать в последнее время – обращаются люди, которым при прохождении МСЭ врачи заявляют, что в следующий раз инвалидность с них снимут. Причем, люди с серьезными дефектами. Конечно, это требует проверки, но еще раз говорит об отсутствии объективности в работе МСЭ.


Но главная проблема – СОСТД!


Закон № 122-ФЗ, также как и вступившие в силу с 1 января 2004 года законы в части пенсионного обеспечения инвалидов, при определении материальных выплат, необходимых для жизнеобеспечения инвалидов, используют только один фактор — степень ограничение способности к трудовой деятельности. По сути, произошел откат к устаревшей модели, когда инвалид считался нетрудоспособным (читай — ненужным) членом общества. В результате аудиторской проверки результатов реализации этого Закона Счетная Палата Российской Федерации сделала вывод: «Введение степени ограничения способности к трудовой деятельности как основного критерия оценки объема мер социальной защиты инвалидов, привело к ограничению возможностей к их трудоустройству».


При этом существующая методика степеней ограничения способности к трудовой деятельности не имеет объективного инструментария не учитывает фактор возможности реального (а не гипотетического) трудоустройства инвалида по месту жительства. Опыт применения степеней ОСТД уже показал, что практически любое решение о назначении их зависит исключительно от субъективного понимания специалистов МСЭК.


Таким образом, мы имеем дело практически с запретом инвалидам на труд, с ограничением его конституционных прав на труд как гражданина.


Законопроект по этой проблеме уже разработан – и большая просьба к Министерству и регионам его поддержать! По имеющимся оценкам затраты на реализацию данного законопроекта составят около 2,8 млрд. рублей, но при этом даже увеличение на 1% количества работающих инвалидов повысят поступления в консолидированный бюджет (в том числе, в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации) на 1,5 млрд. рублей.


И нынче вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры решаются неудовлетворительно. Главное, что проблема не находит принципиального комплексного решения на стадии проектирования и строительства, часто ограничиваясь частичной адаптацией различных объектов.


Вместе с тем, в Российской Федерации в целом создана нормативно-правовая база, которая позволяет регламентировать отношения, возникающие в этой сфере (это и Градостроительный Кодекс, и СНИППы, и КоАП), но законодательство в этой части практически не выполняется.


К сожалению, оно не выполняется и при новом строительстве в рамках реализации приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», где особое место отводится строительству социального жилья, которое в значительной степени предназначено для проживания маломобильных групп населения.


Считаю, что все строящееся жилье должно соответствовать этим нормам, так как только тогда любой гражданин будет чувствовать себя защищенным от возможных рисков. Для решения вопроса нет необходимости дожидаться принятия технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», а использовать СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и соответствующие своды правил. Практика показывает, что соблюдение всех спецтребований удорожает строительство не более, чем на 1%.


Вместе с тем необходимо ускорить разработку проекта федерального закона «Специальный технический регламент «О требованиях к безопасности зданий и других строительных сооружений гражданского и промышленного назначения». Нужны Правила эксплуатации техсредств – в Москве устанавливают подъемники, а Ростехнадзор из-за отсутствия правил не разрешает их эксплуатацию.


Несмотря на наличие во многих субъектах Российской Федерации своих программы создания «безбарьерной» среды для маломобильных групп населения, в регионах мало обращают внимание на следующие аспекты:


— производится ремонт зданий, дорожного покрытия и тротуаров без учета потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения (например, замена тротуарного камня);


— практически не используются нормы Кодекса об административных правонарушениях в части взыскания штрафов за несоблюдение доступности для инвалидов: если в Ставропольском крае создан механизм реализации норм КоАП, то почему другие региональные органы власти не могут этого сделать?;


— практически нигде нет доступности зданий региональных и муниципальных органов власти. Но и федеральные структуры должны в ближайшее время осуществить комплекс мер по доступности своих зданий — отсутствие доступности региональных и муниципальных отделений федеральных учреждений (ФСС, ПФ, МСЭ) для инвалидов выглядит как насмешка над здравым смыслом: самые посещаемые и нужные инвалидам учреждения создают физические барьеры для людей с инвалидностью!


Гражданское общество. Изолированность инвалидов от общих мероприятий. Организации инвалидов, социальное партнерство. 20 лет ВОИ. Помещения.


Я не сказал о многих проблемах – но надеюсь, что этим совещанием обсуждение и поиск решения проблем инвалидов не ограничится.


Материалы 1- 3 полос подготовлены областным ИнформЦентром газеты «Орловские вести ВОИ» Орловской областной организации ВОИ.


E-mail: voi@orel.ru


Рубрики: Без рубрики | Орловские Вести ВОИ


Отзывов пока нет.

Ваш отзыв