Щедрый вечер

Автор: . 29 Дек 2010 в 12:00

\"\"«ПР» выяснили, как отмечали новогодние праздники в Орловской губернии наши предки.

Парад невест


Гулять в Орловской губернии начинали с 4 декабря — с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. С этого дня на большие церковные службы собирались практически все незамужние губернские девушки в своих лучших платьях — это был своеобразный парад невест.



Потенциальные тещи в зимние смотрины не только внимательно приглядывались к барышням, но и щупали их одежду — проверяли качество и богатство тканей. А заодно и трогали руки девушек: если они на морозе сильно замерзали (девушкам полагалось на смотрины выходить без рукавиц), то такая невеста считалась «зябкой» и непригодной для суровой крестьянской жизни.
Понты дороже денег
В преддверии новогодних праздников и на Рождество открывались праздничные ярмарки и торги. Но самое главное — начинались катания на санях.
Первые выезды были особенно торжественными — новобрачные мужья и их семьи хвастались друг перед другом «молодайками», не жалея на это никаких денег.
Процесс хвастовства проходил в следующей последовательности. Сначала в доме молодоженов собирались их родные и друзья и обильно завтракали. Затем молодые выходили из дома и шли по шубам, брошенным мехом вверх. Это была своеобразная защита от сглаза и бед, которые могли произойти во время катания.
Для катания новобрачных семья мужа (любая семья: и крестьянская, и из высшего сословия) покупала специальные легкие сани, украшенные резьбой и росписью (стоили они очень дорого, как хорошая лошадь с повозкой). Сидя на шубах или медвежьих шкурах, молодые весело катались по городу «себе в удовольствие да людям на завидку». А за санями бежали дети с песнями и прислуга, щедро угощавшая прохожих медом.
После катания муж с женой и гостями снова возвращались в дом, где продолжался праздничный обед, постепенно переходивший в ужин.
Фатальные игрища
Во время саночных катаний в зимние праздники у мужчин было принято хвастаться не только женами, но и своей силой. Бились на кулаках на льду замерзшей Оки недалеко от мужского монастыря или возле Наугорской заставы. Нередко до смерти. «Часто случалось, что стащат домой человека на руках, отысповедовать не успеют, как уже преставился. А многие оставались, но чахли», — писали очевидцы.
Пост отменяется
Новый год орловцы называли Васильев вечер — 1 января православная церковь чтит память святого Василия Кесарийского.
Особенно этот праздник был любим за то, что новогодний стол (в отличие от рождественского и крещенского) не был постным.
Новый год еще называли «щедрым вечером» или «колядой». Каждый хозяин должен был запастись к Новому году свининой (колядой) так, чтобы вся семья ее ела до Великого поста. Пить в Васильев вечер тоже разрешалось. И много. Поэтому уже с утра на улицах городов и сел наблюдались «осязательные доказательства веселья: пьяные, раньше других наугощавшиеся досыта, а то и с избытком».
За рублем
Опасаясь нечистой силы, все гуляния и посиделки с играми в Васильев день старались завершить до полуночи. Но в народе бытовало поверье, что в ночь на Васильев день можно получить самый большой клад в мире — неразменный рубль: сколько его ни трать, он все равно к хозяину возвращается. Владеет этим рублем сам сатана и выпускает из рук лишь раз в год — в новогоднюю ночь.
Процедура отъема рубля у сатаны тоже была известна всем: нужно посадить в мешок черного кота, завязать мешок определенным образом и в полночь выйти с ним на перекресток. По легенде, к искателю удачи подойдет посланник сатаны и попытается за баснословные деньги купить кота. Но продать мешок с котом нужно только за неразменный рубль. А вот когда монета уже у тебя, нужно быстро бежать домой — пока посланник дьявола не развязал мешок. Успел добежать — рубль твой. Не успел — беда, нечистый разорвет на части.
Достался кому рубль или нет — история умалчивает. А вот в орловских архивах сохранилась информация о тех, кто насмерть разбился во время пробежки, ударившись в темноте о столб или разбив голову об лед.
Зимний сев
Те, кто смог пережить бурный Васильев вечер, начинали 1 января с «посевания»: набирали зерна и после утренней службы шли разбрасывать его по домам родных и близких. При этом произносились заговоры на богатство, здоровье и урожай. А хозяин дома обязан был щедро вознаградить сеятелей подарками и деньгами.
После обряда «посевания» люди выходили на площадь — лавки в этот день работали с раннего утра и до поздней ночи. В Орле на Ильинке (сейчас — сквер Танкистов) торговцы продавали разные вкусности: засахаренные подсолнухи, орехи, медовые грузди…
Веселая панорама
Одним из главных развлечений орловцев на гуляниях были «ящики-панорамы» — упрощенный вариант современного калейдоскопа. Заглядывая через стекло в ящик, можно было увидеть картинки. Владелец «калейдоскопа» менял картинки, крутя ручку ящика, и при этом весело комментировал: «Вот город Париж, в который как съедешь, так угоришь. А вот сражение: турки валяются как чурки…».
Рядом на импровизированной сцене устраивали кукольные представления, порой весьма фривольного содержания. А еще в Новый год на площадях давали концерты расквартированные в Орле военные музыканты.
В деревнях и селах были свои новогодние традиции. Например, известно, что в селе Троицкое (Орловский уезд) девушки с парнями ходили на берег реки «кликать зиму».
Поросенок с сюрпризом
На Новый год на Руси готовили все самое вкусное: пироги, колбасы, мясо, блины с салом, вареники с сыром… И обязательно на столе присутствовал необычный жареный поросенок.
В богатых семьях его готовили так.
В мясистые оливки вкладывали вместо косточек кусочек анчоуса. Оливками начиняли жареного жаворонка. Жаворонка вкладывали в жареную куропатку. Куропатку — в фазана. А уже фазаном-«матрешкой» начиняли жареного поросенка.
Разломить поросенка считалось особым семейным обрядом, который назывался «Касарецкого молить» («Касарецкий» — искаженное имя Василия Кесарийского). Делать это могли только старший сын или зять.
Блюда из птицы и зайца на новогодний стол не ставили — опасались, что «счастье может улететь или ускакать из дома». Но главным блюдом новогоднего стола считалась каша. По ее густоте судили о том, насколько благополучным будет наступивший год.
(Окончание — в следующем номере.)
«ПР» выражает благодарность сотрудникам областной библиотеки им. Бунина за помощь в подготовке материала.

Рубрики: ------- | Без рубрики


Отзывов пока нет.

Ваш отзыв